Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  

Экономический образ мышления

Глава 8 Установление цен и проблема монополии



Термин "назначаемые цены" (administered prices) был впервые введен в оборот в 30-е годы, чтобы провести различие между ценами, которые устанавливаются спросом и предложением (set by supply and demand) и ценами, предположительно устанавливаемыми продавцами в одностороннем порядке. С тех пор этот термин широко используется, особенно теми, кто считает, что в экономической системе США властвуют крупные корпорации. Некоторые критики обвиняли профессиональных экономистов в том, что последние игнорируют роль назначаемых цен в американской экономике и представляют дело таким образом, будто бы все цены устанавливаются спросом и предложением. Как считает большинство этих критиков, американская экономика сегодня в значительной степени контролируется монополистами и олигополистами, которые не обращают никакого внимания на спрос и предложение, а вместо этого используют свою рыночную власть для манипулирования ценами в соответствии со своими собственными узкими эгоистическими интересами.

Ни одно из этих заявлений невозможно оценить, не получив вначале более ясного представления о том, что означают такие термины, как "назначаемые цены" и "монополист". Мы сознательно обходили эти проблемы, насколько это было возможно, в предыдущих главах. Тактика, которая обычно позволяла нам это сделать, заключалась в использовании неявной предпосылки о том, что на любом рынке, который мы рассматривали, действует так много покупателей и продавцов, что ни один из них не обладает ни малейшей властью, чтобы своим индивидуальным поведением оказывать влияние на цену. Сейчас пришло время более пристально посмотреть на те проблемы, которые мы оставляли в стороне,

 

    Кого можно назвать монополистом?
    Мы начинаем со слова монополия, которое происходит от двух греческих слов, означающих единственный продавец. Существуют ли монополисты в этом строгом смысле слова? Постарайтесь придумать что-нибуд...
    Кого можно назвать монополистом? 2
    Итак, попробуем подойти к делу с другой стороны. Чем был бы плох единственный продавец, если бы мы нашли такого? Телефонная компания намекает на ответ, когда заявляет в своей рекламе: Мы, может бы...
    Кого можно назвать монополистом? 3
    Но из второй главы мы знаем, что какие-то альтернативы всегда существуют. У любого блага имеются заменители, даже у услуг местной телефонной компании. В конце концов, никто не нуждается в телефоне...
    Привилегии и ограничения
    Попробуем подойти к проблеме по-другому. В начале девятнадцатого века в США часто не делали различий между монополией и корпорацией. Причина заключалась в том, что корпорации всегда создавались сп...
    Ценополучатели и ценоискатели
    Давайте теперь вернемся к тому, с чего начиналась эта глава: к назначаемым ценам. Есть ли различие между назначаемыми ценами и ценами, которые устанавливаются спросом и предложением? У нас, как го...
    Ценополучатели и ценоискатели 2
    Большинство продавцов находятся в другом положении. При желании они могут поднять цены, не теряя при этом всех продаж. И, в отличие от фермера, они не всегда могут продать все, что они способны пр...
    Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов (Resource Allocation)
    Экономисты использовали неодобрительный термин монополист по отношению к тому, кого мы будем называть ценоискателем, большей частью в связи с тем, что они стремились подчеркнуть различные последст...
    Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов 2
    Первое, что нужно запомнить, - кривые предложения являются кривыми предельной стоимости альтернативы (marginal opportunity cost curves). Кривая SS на рис. 8А показывает ценность всех альтернативны...
    Еще раз о назначаемых ценах
    Из этого можно было бы заключить, что ценоискатели устанавливают свои цены, в то время как ценополучатели принимают то, что устанавливает рынок. Этим ли отличаются назначаемые цены и цены, устанав...
    Повторим вкратце
    Буквально слово монополия означает единственный продавец. Но является ли некоторый продавец единственным продавцом, зависит от того, сколь узко или широко мы определяем продукт. При достаточно шир...
    Вопросы для обсуждения
    1. Перечислите несколько товаров и услуг, которые продаются только одним продавцом. Затем перечислите несколько близких заменителей этих благ. Насколько велика рыночная власть, которой обладают те...
    Вопросы для обсуждения 2
    9. Каковы самые крупные из крупных монополий в Соединенных Штатах? Вот список десяти промышленных корпораций с наибольшим объемом продаж в 1984 г., приведенный журналом Форчун в номере от 29 апрел...
    Вопросы для обсуждения 3
    Для некоторых целей более правильным показателем размера корпорации может быть получаемый чистый доход. Вот список из журнала Форчун десяти корпораций, получивших в 1984 г. самые высокие доходы: (...
    Вопросы для обсуждения 4
    10. Некоторые экономисты утверждали, что степень, в которой монополисты и олигополисты контролируют американскую экономику, можно оценить, рассматривая коэффициенты концентрации (concentration rat...
    Вопросы для обсуждения 5
    11. Считается, что развитие железных дорог в середине девятнадцатого века значительно уменьшило рыночную власть многих американских промышленных фирм. Объясните, почему. 12. Часто можно прочитать,...
    Вопросы для обсуждения 6
    18. Рыночная власть - это не единственный вид власти, которой могут обладать и которую могут использовать деловые фирмы. Рыночная власть, как и любая другая, не обязательно зависят от размера фирм...