Некоторые экономисты утверждали, что степень,



10. Некоторые экономисты утверждали, что степень, в которой монополисты и олигополисты контролируют американскую экономику, можно оценить, рассматривая коэффициенты концентрации (concentration ratios) в различных отраслях. Эти коэффициенты, вычисляемые Бюро переписи (Bureau of the Census), отражают процент от общего объема продаж в различных отраслях, который приходится на 4 крупнейших, 8 крупнейших, 20 крупнейших, 50 крупнейших компаний в каждой отрасли. Ниже приводится таблица с коэффициентами для выбранных отраслей, вычисленными на основе данных промышленной переписи 1977 г. (the 1977 Census of Manufacturers), это самые свежие доступные данные.
а) Почему коэффициент концентрации в отрасли по производству двигателей и кузовов автомашин (motor vehicles and car bodies) - показатель, серьезно преувеличивающий рыночную власть американских производителей автомобилей?
б) Коэффициенты концентрации в отраслях "мясокомбинаты" и "жидкое молоко" сходны. Однако перевозить на далекие расстояния жидкое молоко гораздо дороже, чем переработанное мясо. О чем говорит это различие, если мы пытаемся сделать вывод о степени рыночной власти на основании отраслевого коэффициента концентрации?
 
Таблица 8А. Процент продаж, который приходится на крупные промышленные компании в США
 
Отрасль
на 4 крупнейших


на 8 крупнейших
на 20 крупнейших
на 50 крупнейших
1. Нефтепереработка
30%
53%
81%
94%
2. Производство двигателей и кузовов автомашин
93
99
99+
99 +
3. Доменные печи и заводы по производству стали
45
65
84
95
4. Авиастроение
59
81
99
99+
5. Мясокомбинаты
19
37
49
62
6. Молоко
18
28
43
60
7. Газеты
19
31
45
62
8. Лесопильная
17
23
36
49
9. Пластмассы и смолы
22
37
60
87
10. Мыло и моющие средства
59
71
82
89
 
в) Почему сходство коэффициентов концентрации в отраслях "газеты" и "мясокомбинаты", вероятно, не существенно?
г) Свидетельствуют ли возрастающие коэффициенты концентрации по таким отраслям, как лесопильная, производство пластмасс и мыла (8-я, 9-я и 10-я отрасли в списке), о соответственном росте рыночной власти? Каковы географические характеристики рынков древесины, пластмасс или мыла для определенного промышленного предприятия?

Содержание раздела