Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  

Экономический образ мышления

Глава 2 Субституты вокруг нас: понятие спроса



Наверняка вам не раз доводилось слышать или читать утверждения такого типа:

Для обеспечения пожарной безопасности требуется, чтобы в каждой квартире было два выхода.

Нам нужен новый автомобиль.

В предстоящем десятилетии нашему штату дополнительно потребуется большое количество воды.

Изучение транспортных потоков выявило необходимость строительства новой автомагистрали.

Все граждане должны иметь возможность получать необходимую медицинскую помощь независимо от их способности ее оплачивать.

Нам нужна только победа.

Пожарная безопасность, вода, быстрое и равномерное движение транспорта, здравоохранение, победа и даже автомобиль являются "благами". Мы говорим "даже" автомобиль, т. к. в последнее время возникают сомнения относительно его полезности в условиях перенаселенного города. Но попробуйте спросить об этом какого-нибудь владельца автомобиля или молодых людей, у которых автомобиля нет. Они заверят вас, что новый автомобиль очень даже полезен (is very much a good). Что же тогда неправильно в этих утверждениях?

В каждом из них присутствует понятие необходимости. Именно поэтому они вводят в заблуждение.

Рассмотрим первое утверждение. Разве все жильцы квартир с одним выходом получат травмы или погибнут в результате пожара? Конечно же, нет. Просто при одном выходе вместо двух риск будет больше. Но почему бы тогда не сделать три выхода? Или четыре? Почему бы не пойти до конца и не превратить все внешние стены в двери? Ответ в том, что, хотя пожарная безопасность и является благом, это не единственное благо для жильцов квартир. Благами являются также низкая квартирная плата и низкая плата за отопление и охлаждение помещения, не говоря уже о защите от взломщиков, которые знают, что множество выходов из квартиры - это одновременно и множество входов в нес. Кроме того, существуют, быть может, и более надежные меры обеспечения пожарной безопасности. Огнетушители, автоматические системы пожаротушения и большие пепельницы также уменьшают риск получить ожог или погибнуть в огне. Если требовать оборудования дополнительных выходов из квартир, то почему бы тогда не повесить на каждую стену по огнетушителю?

 

Утверждение о выходах из квартир, которое на первый взгляд звучит разумно, не учитывает три взаимосвязанных факта:

1) Большинство благ не являются бесплатными, для их приобретения приходится жертвовать какими-то другими благами.

2) У любого блага существуют субституты, т. е. заменители.

3) Разумный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

 

    Затраты и субституты
    Вернемся теперь назад и посмотрим на остальные пять утверждений. Нам нужен новый автомобиль. Кому нужен? Очевидно, только тем, кто оценивает новый автомобиль выше того, чем придется жертвовать для...
    Затраты и субституты 2
    Но изучение транспортных потоков лишь показывает, сколько автомобилей движется по данным маршрутам при существующих затратах для водителей, включая такие неденежные затраты, как задержки в пути, о...
    Понятие спроса
    При ближайшем рассмотрении необходимости оборачиваются простыми потребностями. Это немаловажная разница, ибо если речь идет о потребностях, мы можем спросить: Насколько они настоятельны? Экономист...
    Неправильные представления, обусловленные инфляцией
    Одна из основных причин, из-за которой сегодня многие люди считают, что закон спроса не работает, заключается в том, что они не учитывают влияние инфляции. Быстрая инфляция последних двух десятиле...
    Спрос и величина спроса
    Из всего этого можно извлечь общий урок. Применяя понятие спроса, нужно учитывать, что, помимо ценовых, возможны и другие изменения. Самый лучший способ не забыть об этом - это ясно понимать разни...
    Спрос и величина спроса 2
    По вертикальной оси отложена цена воды, в центах за 1000 галлонов (1 галлон = 3,785 литра. - Прим. перев.). По горизонтальной оси отложена величина спроса на воду, или количество воды, которое люд...
    Спрос и величина спроса 3
    Для того, чтобы вырос спрос, должно произойти что-то такое, в результате чего люди захотели бы покупать больше воды, чем раньше, при каждой цене. Например, засуха может побудить людей чаще поливат...
    Спрос и величина спроса 4
    В чем заключается разница?...
    Спрос и величина спроса 5
    Небольшая передовица в газете Уолл-стрит джорнэл за ноябрь 1977 г. наглядно показала, какие опасности подстерегают тех, кому подобные различия в словах кажутся слишком ничтожными. Автор передовицы...
    Спрос и величина спроса 6
    Это неверно, заявил автор передовицы в газете: Рынок кофе ведет себя так, как и положено вести себя рынку и как это объясняется в элементарных учебниках: цены повышаются, спрос падает, и цены сниж...
    Спрос и величина спроса 7
    Но это всего-навсего путаница в мыслях, возникшая из-за небрежного использования терминов. Представляйте себе цену и величину спроса расположенными на противоположных концах детских качелей, а спр...
    Денежные затраты и другие затраты
    Из всего сказанного, однако, вовсе не следует, что денежная цена является итоговым показателем, учитывающим все виды затрат для покупателя. На самом деле иногда она оказывается весьма неудовлетвор...
    Кто нуждается в воде?
    И в помыслах, и в поступках люди остаются рабами своих привычек. Этим, наверное, объясняется, почему многим так трудно осознать важность альтернативных решений и оценить значение закона спроса. Пр...
    Время работает на нас
    Если вы человек недоверчивый, вы можете усомниться, не слишком ли много потребуется времени, чтобы эти изменения дали эффект. Это обоснованное сомнение. При изменении цен изменения в объеме покупо...
    Ценовая эластичность спроса
    На редкость неудобно говорить о том количестве, на которое люди увеличат или уменьшат свои покупки при изменении цены. Тем не менее, это очень важная зависимость, со множеством полезных приложений...
    Размышляя об эластичности
    Как бы мы ни снижали цену, намного больше у нас все ровно не купят. Если бизнесмен не уверен в том, что даже очень значительное снижение цены поможет увеличить продажи, то он считает, что спрос на...
    Спрос на соль
    Что делает кривые спроса эластичными или неэластичными? Ясно, что одним из важных факторов является наличие хороших заменителей. Другой фактор - насколько важное место занимает товар в бюджете пок...
    Спрос на Мортоновскую соль
    Почему спрос на Мортоновскую соль не будет столь же неэластичным, как спрос на соль вообще? Потому что существуют заменители - другие сорта соли. Компания Мортоновская соль не находится в таком же...
    Спрос на Мортоновскую соль 2
    Совокупные денежные поступления университета на самом деле повысятся, если плату за обучение понизить на 20%. Совокупные денежные поступления университета являются произведением величины платы за...
    Спрос на Мортоновскую соль 3
    Изменение объема покупок должно быть в процентном отношении большим, чем изменение цены, т. к. совокупная выручка есть не что иное, как произведение цены на количество. Это и есть определение элас...
    Спрос на Мортоновскую соль 4
    В такой ситуации университет должен решать, окажется ли прирост поступлений больше, чем прирост совокупных затрат. (Проблемы ценовой стратегии необходимо, однако, отложить до 9-й главы) . Странно,...
    Миф о вертикальном спросе
    Давайте вернемся к началу. Что в неявном виде предполагалось и что не учитывалось в тех шести высказываниях, с которых мы начали данную главу? Как вы помните, наше возражение в каждом случае своди...
    Повторим вкратце
    У каждого блага есть заменители (субституты): другие блага, которые будут использоваться вместо него, когда затраты на потребление исходного блага увеличиваются; те блага, для которых исходное бла...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
    1. В январе 1985 г., по данным института Гэллапа (Институт Гэллапа - одна из крупнейших в США социологических служб, проводящих опросы общественного мнения, - Прим. перев.) средней американской се...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 2
    8. 18 июня 1985 г. в газете Уолл-стрит джорнэл была опубликована статья под названием Денвер обращается к ксерискейпу. В ней описывались попытки убедить жителей Денвера избежать кризиса в потребле...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 3
    11. Заголовок статьи на первой странице Уолл-стрит джорнэл за 13 мая 1980 г. гласит: Водители в Европе не сокращают потребление бензина несмотря на рост цен. В продолжении статьи, помещенном на од...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 4
    20. Если рассуждать строго, то является ли абсолютно верным утверждение, что изменение цены некоторого блага приводит к изменению величины спроса на него, но не к сдвигу кривой спроса? а) Как повл...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 5
    21. Хотя в 1975 г. население штатов Вашингтон и Орегон, вместе взятых, было несколько меньше, чем население штата Массачусетс, в Вашингтоне и Орегоне в том году было продано в три раза больше кило...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 6
    33. В статье из Уолл-стрит джорнэл за январь 1984 г., посвященной попыткам привлечь большее число транзитных пассажиров в Чикаго, цитировались слова Джозефа Л. Шофера, директора по научно-исследов...
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 7
    36. На рис. 2С изображена гипотетическая кривая спроса на клубнику. Рисунок 2C. Кривая спроса на клубнику а) Какая цена за ящик максимизирует валовую выручку тех, кто выращивает клубнику? (Лучше п...





Книжный магазин