Имеет ли убеждение или принуждение


 
18. Имеет ли убеждение или принуждение какие-либо неотъемлемые преимущества друг перед другом как способ стимулирования совместной деятельности?
а) Люди, сотрудничающие по убеждению, обычно сохраняют отношения. Те, кого принудили, как правило, ищут способы порвать отношения. Что можно из этого заключить об уровне трансакционных издержек по обеспечению совместной деятельности в каждом случае?
б) Принуждение может быть использовано, чтобы лишить людей возможности сотрудничать добровольно. Случается ли такое? Зачем кому-либо использовать принуждение, чтобы помешать добровольному сотрудничеству?
 
19. Является ли "проблема безбилетника" источником только социальных проблем? Не мешает ли также "проблема безбилетника" попыткам сговора ради нечестной наживы за чужой счет? Почему картели обычно распадаются, если только их не поддерживает государство с его возможностями использовать принуждение?
 
20. "Из 34.937 членов кооператива, обладающих правом голоса, только 737 приняли участие в выборах правления, и из них 483 подали пустые бюллетени". Свидетельствуют ли эти данные о том, что члены кооператива не поддерживают его деятельность? Считаете ли вы, что если бы в голосовании приняли участие большее число членов, то было бы выбрано лучшее правление?
 
21. Вероятно, большинство водителей ездят несколько быстрее положенного, когда думают, что не попадутся при этом. Означает ли это, что они бы проголосовали за ослабление ограничений скорости, если бы им была предоставлена такая возможность?
 
22. Почему некоторые люди, которые употребляют алкогольные напитки, голосуют за их законодательное запрещение?
 
23. Вот первое предложение из газетной передовицы, автор которой сокрушается по поводу того, как мало народу пришло на общественные слушания, посвященные улучшению образования в средних школах одного крупного американского города; "Зная, сколько людей жалуется на систему государственного образования, удивительно, что так мало народу приходит на собрания, чтобы подсказать школам, как им улучшить свою работу". Действительно ли вызывает удивление то, что многие жалуются, но не многие посещают собрания?
а) Каковы издержки, связанные с жалобами? Каковы издержки, связанные с посещением собраний?
б) Какова вероятность, что обеспокоенный состоянием образования человек, проведя вечер на общественных слушаниях, действительно сможет повлиять на политику развития школ в крупном городском районе?
в) Сравнительные соотношения выгод и издержек, связанных с жалобами и с посещением собраний, могли бы, кажется, адекватно объяснить факты, о которых с сожалением сообщает автор газетной передовицы. Но как можно объяснить поведение "активистов" - тех немногих людей, кто всегда, кажется, готов принять участие в собрании даже по самому нелепому поводу? Могут ли люди, участвуя в политических мероприятиях, получить какое-либо иное удовлетворение, кроме возможности оказать реальное воздействие на государственную политику?
 
24. Большинство ассоциаций родителей и учителей испытывают трудности в привлечении людей к посещению собраний и к другой работе в ассоциациях.
а) Почему это не означает ни того, что родители не заботятся об образовании своих детей, ни того, что они считают ассоциации родителей и учителей бесполезными организациями?
б) Почему уровень посещаемости обычно выше среди учителей, чем среди родителей?
в) Почему некоторые родители принимают активное участие в работе ассоциации?

Содержание раздела