Давление конкуренции


Любой продавец, сталкивающийся с кривой спроса, которая не является абсолютно эластичной (т. е. которая наклонена вниз вправо, а не горизонтальна), будет максимизировать чистую выручку, увеличивая продажи или выпуск и сохраняя продажную цену выше предельных издержек. Как и почему это происходит, обсуждалось в предыдущей главе.

Когда цены превышают предельные издержки, одна из проблем, с точки зрения продавца, состоит в том, что такие цены постоянно поощряют конкуренцию. Если кусок яблочного пирога обходится владельцу кафетерия в 30 центов, а продается за 90 центов, то владелец, скорее всего, будет настаивать на том, что разница в 60 центов - это не прибыль; это всего лишь величина, помогающая покрыть все остальные издержки по содержанию кафе: заработную плату, налоги, аренду, расходы на эксплуатацию оборудования, устранение поломок, воровство и т. д. Может быть, это чистая правда. Тем не менее, каждый дополнительный кусок пирога, который продается за 90 центов, добавляет 60 центов к богатству владельца. Если это относится и ко всем остальным кафе и кафетериям в городе, каждый владелец будет искренне хотеть, чтобы как можно больше голодных людей отказалось от посетцения других кафе и купило у него свой яблочный пирог.

Подобные желания часто побуждают к действию. Можно было бы слегка понизить цены на пирог после трех часов, чтобы склонить некоторых посетителей, которые заходят в послеобеденное время выпить кофе, к мысли позволить себе небольшое удовольствие. Или можно было бы повесить объявление о том, что после трех часов при покупке пирога кофе подается бесплатно. Такая стратегия таит в себе опасности. Некоторые обеденные посетители могут просто отложить свой десерт в полдень, чтобы съесть его в три часа, когда это будет дешевле. И конкурирующие рестораны могут свести на нет усилие по привлечению клиентов, предложив свои собственные стимулы, так что вместо захвата дополнительных посетителей каждый владелец в результате продаст столько же пирогов, сколько и прежде, но только по более низким ценам.

В предыдущей главе мы предполагали, что Эд Сайк и некоторые другие продавцы, чью политику мы рассматривали, каким-то образом точно знают, какой спрос предъявляется на их продукцию. Эта предпосылка была полезной, т. к. позволяла нам описать логику простого процесса поиска цены. В действительности, конечно, продавцам приходится обычно разузнавать информацию о спросе на их продукт и стараться стимулировать и поддерживать его с помощью рекламы и надежного обслуживания. Более того, когда на рынке есть несколько продавцов продукта, кривая спроса у каждого продавца будет зависеть от политики и, в том числе, от ценовой политики конкурирующих с ним продавцов. Спрос на киносеансы Эда Сайка переместится вверх влево, если в соседних кинотеатрах будут показывать лучшие фильмы, или понизят цены, или если по вечерам в пятницу баскетбольная команда колледжа будет проводить игры у себя в университете и одерживать одну победу за другой.



Содержание раздела